Меню Закрыть

Индивидуальное обучение - что год грядущий нам готовит?

Вы с ребенком таки решились отойти от традиционной формы обучения и попробовать индивидуальный формат?

Что это такое, с чем его едят и как оно работает в Украине в этом учебном году – читаем и мотаем на ус.

На настоящий момент каждый может выбрать для себя подходящую форму получения базового среднего образования. К ним относятся – институциональная (очная форма) и индивидуальная форма обучения, о которой и пойдет речь. 

В соответствии с НАКАЗОМ МОН Украины от 10.07.2019 № 955, учебные заведения могут организовывать получение индивидуального образования  экстерном (экстернат), семейной (домашней) формой и педагогическим патронажем. (Семейная форма – это новая форма индивидуального обучения, которая появилась в этом учебном году.)

Понятие «дистанционное обучение» в этом перечне отсутствует. Это связано с тем, что организационно в Украине нет формы «дистанционное обучение». Технологии дистанционного обучения (в соответствии с Положением о дистанционном обучении, утвержденного приказом Министерства образования и науки Украины от 25 апреля 2013 N 466, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 30 апреля 2013 за N 703/23235.) могут только использоваться для получения образования в любой из вышеперечисленных форм. Это означает, что все школы, которые декларируют себя как дистанционные, по сути, только используют технологии ДО.

Экстернат организуется для лиц, которые:

  • по уважительным причинам (состояние здоровья, проживание (пребывание) за границей (для граждан Украины), на неконтролируемой территории или на территории населенных пунктов на линии соприкосновения, чрезвычайные ситуации природного или техногенного характера, вооруженный конфликт и т.п.) не могут посещать учебные занятия в учебном заведении или не могут пройти годовое оценивание;
  • не завершили получение общего среднего образования в учебном заведении или не имеют результатов годового оценивания по отдельным учебным предметам;  
  • являются гражданами Украины, которые получали или получают общее среднее образование за рубежом;
  • являются иностранцами, лицами без гражданства, которые постоянно проживают или временно находятся в Украине;
  • ускоренно овладели содержанием учебных предметов одного или нескольких классов (уровней полного общего среднего образования);
  • самостоятельно освоили или желают освоить содержание отдельных учебных предметов;
  • осужденные к пожизненному лишению свободы.

Экстернат предполагает либо самостоятельное усвоение образовательной программы в течение учебного года и прохождение годового оценивания учебных достижений и / или аттестации либо только прохождение годового оценивания.

Оценка учебных достижений экстернов за соответствующий класс (годовое оценивание) или уровня полного общего среднего образования проводится по всем предметам или базовым, избирательно-обязательным предметам в соответствии с учебным планом образовательной программы, выбранной для усвоения соискателем образования.

По результатам оценки выставляется годовая оценка по каждому предмету.

Оценка экстернов проводится, как правило, до окончания учебного года. Оценивания учебных достижений лиц, которые получали или получают общее среднее образование за рубежом, а также для лиц, проживавших или проживающих на неконтролируемой территории или на территории населенных пунктов на линии соприкосновения, может осуществляться в течение всего учебного года.

В течение одного учебного года экстерн может пройти оценивания учебных достижений за один или несколько классов в пределах одного или нескольких уровней полного общего среднего образования.

Получение образования по семейной (домашней) форме, как говорилось выше – новшество, введенное с этого учебного года. Оно возможно для лиц моложе 18 лет, родители которых изъявили желание организовывать образовательный процесс самостоятельно с учетом способностей, интересов, потребностей, мотивации, возможностей и опыта своих детей, для обеспечения их индивидуального темпа получения образования. При такой форме обучения родители могут привлекать к организации учебного процесса других субъектов образовательной деятельности.

 Ответственность за получение образования детьми на уровне не ниже стандартов образования несут родители.

Родители могут выбрать учебное заведение, в котором будет организовано получение образования по семейной (домашней) формой. При этом, заведение общего среднего образования территории обслуживания не может отказать в приеме человека на семейную (домашнюю) форму.

Для предотвращения нарушений прав детей и обеспечения выполнения обязанностей родителей учебное заведение информирует соответствующую службу по делам детей о соискателях образования, зачисленных (переведенных) на семейную (домашнюю) форму.

Для обеспечения получения ребенком образования по семейной (домашней) формой между учебным заведением и родителями (одним из них) может заключаться договор о предоставлении образовательных услуг.

Соискатели образования по семейной (домашней) форме проходят оценивания учебных достижений не менее 3- 4 раз в год, в том числе итоговое (семестровое / полугодовое и годовое), а также аттестацию.

Задания для итогового оценивания и аттестации соискателей образования составляет учебное заведение с учетом ожидаемых результатов обучения, установленных в образовательной программе и учебных программах по отдельным предметам, а также особенностей усвоения образовательной программы, определенных индивидуальным учебным планом.

Если по результатам итогового оценивания и / или аттестации соискателей образования, которое проводится в учебном заведении, установлен уровень их знаний не ниже среднего, они могут продолжать обучение на семейной (домашней) форме. В противном случае возможен перевод на институциональную форму получения образования в соответствии с решением педагогического совета учебного заведения.

Третья форма индивидуального формата — педагогический патронаж.

Он  может быть организовано для лиц, получающих начальное и базовое среднее образование и проживают в селах и поселках, если количество соискателей образования в классе учебного заведения составляет менее 5 человек; лиц, находящихся на стационарном лечении в учреждениях здравоохранения и не имеющих возможность посещать учебные занятия в классах, созданных непосредственно в учреждениях здравоохранения, в связи с чем организация образовательного процесса осуществляется у их больничной койки в соответствии с законодательством; лиц, которые по состоянию здоровья не могут получать образование на дневной форме (согласно заключению врачебно-консультационной комиссии учреждения здравоохранения или медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка по форме, утвержденной Министерством здравоохранения Украины); лиц, взятых под стражу или осужденных к лишению свободы на определенный срок, для которых организуется получение образования в соответствии с законодательством (если количество соискателей образования в классе учебного заведения составляет менее 5 человек); детей-беженцев, детей иностранцев и лиц без гражданства, которые содержатся в пунктах временного пребывания иностранцев и лиц без гражданства.

 Педагогический патронаж организуется для лиц в возрасте до 18 лет.  Эта форма предполагает предоставление образовательных услуг в соответствии с потребностями ребенка и в форме, наиболее соответствующей состоянию ребенка и его индивидуальным возможностям.

Организацию педагогического патронажа осуществляют педагогические работники учебного заведения с привлечением (при необходимости) специалистов инклюзивного ресурсного центра, других специалистов, которые в соответствии с законодательством могут проводить (предоставлять) дополнительные психолого-педагогические и коррекционно-развитию занятия (услуги) с лицами с особыми образовательными потребностями.

В целом, организация получения образования по индивидуальной форме может осуществляться на любом уровне полного общего среднего образования.

Зачисление на индивидуальную форму получения образования проводится обычно в начале учебного года. Перевод на индивидуальную форму получения образования может происходить в течение учебного года, но не позднее чем за 3 месяца до проведения годового оценивания или государственной итоговой аттестации. Такое ограничение не применяется для перевода на педагогический патронаж.

Индивидуальный учебный план, определяющий последовательность, форму и темп усвоения соискателем образования компонентов образовательной программы с целью реализации его индивидуальной образовательной траектории, разрабатывают педагогические работники учебного заведения во взаимодействии с соискателем образования на основе образовательной программы учебного заведения. При наличии необходимых ресурсов учебное заведение может организовывать получение образования по другой образовательной программе, утвержденной в установленном порядке. При разработке индивидуального учебного плана могут привлекаться другие специалисты, а также родители, которые имеют право как участвовать в разработке индивидуального учебного плана, так и согласовать его.

Руководитель учебного заведения, в котором организована индивидуальная форма получения образования, обеспечивает разработку индивидуальных учебных планов и индивидуальных программ развития (для лиц с особыми образовательными потребностями), организацию и проведение консультаций, предоставление доступа к бесплатному пользованию учебниками, учебными пособиями и другой литературой библиотечного фонда, учебной, научной, производственной, культурной, спортивной инфраструктурой учебного заведения и тому подобное, а также осуществляет контроль за выполнением образовательных программ.

Выдача документов об образовании, в том числе с отличием, и ознаменование успехов соискателей образования (награждение похвальными листами, грамотами и т.п.) осуществляется в соответствии с законодательством в сфере общего среднего образования.

Как изменится ситуация после принятия нового Закона о среднем образовании пока сказать сложно. Однако, исходя из проекта, принятого в первом чтении – существенных изменений не произойдет.  Ну а мы будем держать руку на пульсе. ))