Меню Закрыть

Вся школа в одном ресурсе

Как примирить учителей, учеников и родителей и сделать дистанционное обучение удобным и результативным

Сейчас отношение к процессу обучения в он-лайн формате можно отобразить в виде шкалы, с одной стороны которой те, кто с восторгом и упоением осваивают новые возможности и технологии, а с другой — те, кто уходит в глухой отказ и отрицание удаленного обучения как такового.

Между ними мечутся все остальные. Кто-то не может организоваться сам, у кого-то дети не воспринимают всерьез такой подход к обучению, кому-то не повезло с учителем, и даже положительное в целом отношение к процессу меняется на негатив из-за некомпетентности педагога.

Традиционный вопрос:
Что делать?

В принципе, можно подождать, что все само собой рассосется, как-то наладится, кто-то умный что-то придумает.

А можно просто принять, что мир уже не будет прежним и попытаться воспользоваться ситуацией в свою пользу.

Если вы ярый противник всего, что связано с он-лайн обучением – можно не напрягаться и дальше не читать. Дальше пойдет «многабукав» для тех, кто все же решил проникнуться идеей. Итак.

Как организовать учебный процесс на удаленке максимально эффективно?

Не вызовет сомнений факт, что режим для ребенка должен оставаться на первом месте. Привычка – вторая натура. Если не будет системности процесса обучения – о качестве придется только мечтать.

Поэтому первым делом необходима четкая организация рабочего времени ученика. Как показывает наш опыт – без личного общения между учеником и педагогом добиться соблюдения учебного распорядка очень сложно – особенно, если ребенок не привык заниматься самостоятельно. Даже угрозы и уговоры родителей работают слабо.

Как ни банально, рекомендуется каждый учебный день начинать с личного контакта ученика с учителем, в любом формате – это может быть вебинар, чат, переписка в мессенджере – только в обязательном порядке с элементом обратной связи.

В любом случае, если есть момент контакта с педагогом, вероятность запуска процесса обучения гораздо выше, чем если ребенку придется самостоятельно начинать учебный день.

Однако стоит заметить, что разнообразие коммуникационных средств в этом случае может сыграть злую шутку. Ребенок, особенно младшего и среднего школьного возраста, быстро переключается и отвлекается, как только контакт с учителем разорван. Вероятность, что он переключится на более интересные ресурсы и игры очень высока.

Удержать внимание ребенка после стартовой коммуникации, закрепить настрой на учебу проще, если обеспечить контроль присутствия ребенка в процессе выполнения поставленных учебных задач.

Как этого добиться? Как показывает практика – нужно обеспечить единственность ресурса обучения. В идеале, доступ к другим ресурсам – как информационным, так и коммуникационным – нужно ограничить на время подготовки. Конечно при условии, что сам учебный ресурс содержит все необходимые для этого инструменты и материалы.

Организовать это только со стороны родителей достаточно проблематично – необходимо наличие специальных знаний и педагогов, которые используют только конкретные средства коммуникации, одинаковые для всех предметов.

А вот со стороны школы обеспечить это вполне реально – достаточно весь учебный процесс унифицировать на единственном ресурсе. Когда ребенку достаточно выйти на учебный сайт, на котором работает единое расписание занятий, вебинары, задания к выполнению, ограниченные конкретными периодами и сроками, качественные информационные ресурсы, аудиовизуальные материалы для подготовки, и все это завязано в один учебный процесс.

В этом случае ни ребенку, ни родителям не приходится переключаться между различными средствами коммуникации, и в то же время он не теряет интереса к процессу, как если бы он изучал материал исключительно по учебнику.

Такую возможность предоставляют многие образовательные платформы. Все зависит от конкретного выбора каждой конкретной школы. Мы в своей системе используем связку MOODLE+BigBlueButton, потому что она бесплатна, обладает мощнейшим инструментарием и поддержкой, и в то же время очень гибка в настройках. Кроме того, она используется в качестве дистанционной платформы в большинстве высших учебных заведений по всему миру, что позволяет ребенку продолжить дальнейшее обучения в привычном формате.

К сожалению, на сегодняшний момент, количество общеобразовательных государственных школ, которые могут похвастаться наличием такой платформы очень ограничено. Есть некоторые платные школы, но тоже далеко не все.

В первую очередь это связано отсутствием мотивации педагогов и необходимости в дистанционной поддержке учебного процесса — до последнего времени все работало и так. Хотя возможности и предпосылки все же были – сезонные простудные заболевания, карантины или временное отсутствие учеников на уроках в связи с несвоевременным началом отопительного сезона никто не отменял. Но пока это носило временный характер, заморачиваться с дистанционкой не торопились.

И в результате мы получили то, что получили. Учителя не готовы работать в дистанционной среде – все что-то об этом знают, что-то успели узнать, как-то приспособиться к тому, что есть – и в итоге мы имеем кашу из приложений и гаджетов, в которой приходится вариться ребенку и родителям, в экстренном темпе осваивая инструменты под каждого учителя. Не мудрено, что это вызывает столько негатива у всех участников процесса.

Такой же разброд происходит и с систематизацией знаний и сохранением результатов обучения – что-то дети отсылают на почту школы, что-то на почту учителя, какие-то материалы в мессенджеры – причем у каждого разные – и собрать все это в единый процесс не представляется возможным.

В итоге, и ученик, и учитель, и руководство школы вынуждены тратить время и усилия на освоение и обслуживание инструментария, не относящегося к учебному процессу непосредственно.

С одной стороны – для общего развития это полезно. С другой — это влечет колоссальную перегрузку, как эмоциональную, так и информционную. И приводит к тому, что участники процесса начинают тихо ненавидеть друг друга.

Всего этого можно если не избежать, то хотя бы минимизировать, организовав процесс обучения унифицированно, одинаково для всех педагогов и учеников в рамках одной школы.

Мы смогли организовать это в своей школе уже сегодня. При минимальных затратах. Опробовав массу инструментов и платформ — это годы проб и ошибок. И многое еще впереди.

Мир меняется – и важно успеть измениться вместе с ним.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *